Подробная форма-заявка

 

 

 

 

 

Как делают ковры  и ковровые  покрытия

Как делают ковры  и ковровые  покрытия

Давно ли появились ковры?

Чистка ковров и ковровых покрытий, клинингПриблизительно две с половиной тысячи лет назад появилось удивительное изобретение для защиты и утепления человеческого жилища! Конечно, выглядел ковёр совсем не так, как в наше время, да и назывался, наверное, по – другому. Но, тем не менее, с помощью этих, в ручную сделанных покрытий, человек смог значительно улучшить свой древний быт и внести в свою незатейливую жизнь красоту причудливых орнаментов.   Точная дата возникновения ковров под большим вопросом, но последние раскопки  на территории   Алтайского края  в  России  позволяют утверждать, что ковры появились ещё  в 1 в до.н.э!

Ковры в те далёкие времена были  прочными  и  делали их  в основном для использования в собственном хозяйстве. Для продажи ковры появились значительно позже - в восемнадцатом  веке    на востоке  в  Персидском царстве. Персия в то время была основным центром промышленного   ковроткачества.  Персидские ковроделы применяли передовые технологии на то время, и первыми стали использовать хлопок во время производства. Хлопок как материал,  был сравнительно дешев  и к тому же это был лучший вариант на то время  как  заменитель  животной  шерсти. Опыт и традиции персидских мастеров  позволили  им удерживать пальму первенства и в наши дни.

Европейские ковры

В  Европе ковры  вызвали  неподдельный интерес.  И  по мере улучшения торговых отношений с Востоком  эти чудные изделия  стали  пользоваться всё  возрастающей  популярностью. Даже в то время рынок предъявлял свои высокие требования к ковровым изделиям   и  как  следствие, к    середине девятнадцатого  столетия   вместе  с  традиционным способом  появилось  производство ковров на специальных ткацких станках.  Самым  распространенным  способом  создания ковров  стал  метод  прошивания  двух синтетических  нитей специальным   ворсом  и  продольное  их разрезание  на два одинаковых ковра.  В наше время  в специализированных магазинах  эти километровые  изделия  (ковровые покрытия) предлагаются как  палас  или   напольное покрытие.

Непревзойдённые по качеству, ковры ручной работы

До сих пор, даже со всеми новшествами в процессе производства обычных ковров,  ручные ковры  остаются  настоящими  произведениями искусства, а сложность орнамента удивляет ценителей оригинальным  и необычным исполнением.  Настоящие  ковры  ручной  работы вытканы  на  шерстяной основе и окрашены  с помощью натуральных  красителей.   Встречаются  такие  ковры  довольно  редко и стоят очень дорого.  Со временем  искусство ковроткачества усложнялось и совершенствовалось. И  каждая эпоха привнесла  свои особенности  в  сложный и кропотливый процесс создания ручных ковров.  Самые   ранние  из роскошных ковров – антиков  изготовлялись еще в пятнадцатом -  восемнадцатом веке.  Этот  было  «золотое  время»  в  долгой  истории  персидских  ковров, время,  когда усложнялась техника,  сложились  фундаментальные   принципы сложной  орнаментации, которые  безошибочно указывали на  город  или ковровую мастерскую, создавшую тот или иной ковер ручной работы.

В  шестнадцатом – семнадцатом веке во время правления  династии Сефевидов  императорские мануфактуры  производили    напольные ковры огромных размеров. И  несмотря на то, ручные ковры имели  просто  ошеломляющие размеры (до 65 м2) их  качество было выше всяких похвал.

Очень  часто  мастера-ковроделы  обращались к  выразительным  средствам  из обширного арсенала персидской архитектуры, старались воспроизводить  сложную  планировку райских садов. Знаменитые ковры  в  стиле  чахар - баг  разделяются  четырьмя  райскими реками на четыре равные части. В центре традиционно  изображалось  красивое   озеро,  которое напоминало  своим видом бассейны  для ритуальных  омовений  в персидских  мечетях империи  Сефевидов.  Как правило, ковры в то время  тяготели к  классической  медальонной  схеме, но в качестве  основного  орнамента  выступали  растения, поэтому такие ковры ручной работы  стали  называться  цветочными. Растительная  тема  также   развилась  в  коврах так называемой  «табризской группы».  Декор  орнамента  состоит из  изображений   вьющихся  растений  со  спиралевидными  усиками  и выразительных трилистников. Как  правило,  среди ковров этой  эпохи  выделяются ковры ручной работы, произведенные в лучших  мастерских города Исфахана.  Особенностью таких ковров было то, что в них довольно часто использовали  серебряные  и золотые  нити.  Они были роскошны  и в основном  предназначались только для подарков иностранным посольствам и государственным мужам, прославившим своё имя на имперской службе.

Особняком  в ковроткачестве стояли   ковры ручной работы, сделанные  в  Гиляне  из шёлка.  В этой  прикаспийской  области  Ирана особое внимание уделяли шёлку, который  с древнейших  времен считался  особо  почитаемым  и ценным   материалом.  Как сообщал великий исследователь Востока  Марко Поло,  именно  из этих мест  генуэзские купцы везли шёлк.  Но, тем не менее,  родиной персидского шелководства по праву  считают город  Мерв.

В начале шестнадцатого века, османские войска  захватили  большой  иранский город Табриз  и насильно  увели в плен  ковроделов и мастеров по керамике.  Также  среди   трофеев присутствовали  и редкие шикарные  ковры ручной работы,  кропотливо сотканные руками  персидских  мастеров. Туркам, самим  в прошлом  кочевникам, пришлось по душе изумительное  качество продукции персидских мастеров-ковроделов, и позже  это редкое ремесло перестало быть редким и быстро распространилось по всем землям  Малой Азии.

Чистка ковров и ковровых покрытий, клинингВ промежуток  между  шестнадцатым  и началом  восемнадцатого века, в городе Герат  создавались одноимённые ковры. Ковры  герат отличались тем, что их  поверхность покрывалась  плотным и регулярным  узлом, называемым  герати. Их можно было встретить как  в местных мечетях, так и в далёкой  Европе, где их изображают даже  на  полотнах  некоторые живописцы, например  Рубенс  и Ван Дейк.

Восемнадцатый век отмечен появлением  вазонных  ковров, которые производились  в городе мастеров - Кермане. Эти ковры отличаются  оригинальными,   длинными  и  несколько узковатыми  размерами.  Важнейшим мотивом для создания ковров ручной работы служила  ваза   с красивыми    цветами, пальметтами  и плетенками из тончайших усиков.

В девятнадцатом  веке,  в  то  время,  когда к власти пришла  династия   Каджаров (более 140 лет правления),  произошло возрождение  иранского  ковроделия, связанного  с  вывозом  ковров   в соседние, а затем  и  в  Европейские страны.

Самый  распространенный  коврик, который  ткали  в  мусульманских мастерских,  был и остался коврик  для намаза, называвшийся в Персии - джанамази,  среди арабов известен как  саджат  и намазлык  в Турции. Как правило, это  сравнительно  небольшой, около метра длиной  ковер, на котором  чаще всего  изображали  арку  –  михраб.  Когда приходит время молитвы, ковер раскладывают таким образом, чтобы  центр  изображённой  арки обязательно совпал  с Каабой (домом  Бога)  в  направлении   священной  Мекки.

Ковровые покрытия как альтернатива  коврам  ручной работы

Современные ковровые покрытия для удобства повествования  по структуре   разделим на следующие разновидности:

  1. Петельные одноуровневые;
  2. Петельные многоуровневые,
  3. Разрезные;
  4. Петельно-разрезные.

Ковровые покрытия   «ПТ» (одноуровневые)

Ковровые покрытия «ПТ» лучше всего подходящие для офисов, делают из  петелек  одной высоты. Подобные ковровые покрытия  отличаются  высокой прочностью и устойчивостью к истиранию. Для петель характерно  хорошее  сохранение  формы, поэтому даже после долгой эксплуатации  на ковровом покрытии не наблюдаются протоптанные  тропинки  и следы  от тяжёлой  мебели. Пыль  и грязь  с трудом проникает  внутрь петли,  поэтому и почистить подобные  ковровые  покрытия  можно легко и без проблем.

Ковровые покрытия  «ПМ» (петельно-многоуровневые)

Ковровые покрытия «ПМ», состоят из петель с разной высотой, очень популярны и нашли широкое применение, как  в частных квартирах, так  и  в офисах.  Обычно рисунки  и узоры на многоуровневых ковровых покрытиях  выглядят  объемно и выпукло, загрязнения не заметны, высокая  износоустойчивость. Такое ковровое покрытие легко  чистить и поддерживать в идеальном состоянии.  Бояться  многоуровневые   ковровые  покрытия  будут только  абразивных  частиц.  Иначе сказать, это ковровое  покрытие нельзя тереть. К примеру, в прихожей оно постепенно разрушится  от песка,  который  приносится   на нашей  обуви, ну а для  гостиной это покрытие – идеальный вариант!

Ковровые покрытия «Р» (разрезные)

Если петлю в конце производственного цикла разрезают, то получаются разрезные ковровые покрытия с неодинаковой высотой по краям. Ворс в таком случае  называют  «J-taft». Та половинка, которая короче,  образует мягкий  подшерсток. И когда Вы ступаете по такому ковру, то сначала ощущаете  комфортную  мягкость,  а  потом – высокую плотность.

Ковровые покрытия «ПР» (петельно-разрезные)

Ковровые покрытия «ПР» делают  из петель и разрезанного ворса. Основное их отличие -  потрясающая  долговечность,  и сохранение  формы ворса.

Какой бывает ковролин?

Ковролин  делают  из натуральных, синтетических нитей  или  их комбинации.

Ковролин,   из  натуральной  шерсти,  отличается  превосходной  упругостью,  устойчивостью к воздействию влаги  и огня,  легкостью в обслуживании. Ну а если говорить об  искусственном ковролине  (из нейлона, олефина), то здесь,  несомненно,  плюсом  является небольшая  стоимость и повышенная  износоустойчивость. Чистка ковролина к тому же обходится намного дешевле, чем чистка ковра ручной работы. 

Натуральный  ковролин

Тканый  ковролин  очень прочен, так как изготавливается он посредством  переплетения  нитей  с основой изделия. Подобный метод применяют чаще всего в производстве  натуральных ковролинов  с высоким  или  же  средним ворсом, а также при изготовлении  многоуровневых петлевых ковровых покрытий. Если  Вы будете покупать такой ковролин, то  обязательно  обратите  внимание на то, как покрашен ковёр. Для  создания   дорогих  и  качественных  натуральных  ковролинов, чаще всего пользуются  заранее окрашенными  нитями, обеспечивающими  долговечность и надежность окрашивания ковровому покрытию.  В том случае, если ковролин  прокрасили  не весь, от  рисунка нанесённого печатным способом  через время останется только блеклое пятно.

Искусственный  ковролин  можно дольше использовать

Во время  изготовления  применяют   прошивные  или   пробивные  способы  шитья. В первом случае   предполагается  прокалывание основы ковролина  пучком  нитей  с последующим  укреплением  их специальным влагостойким  клеем. Во  втором случае раскатанная и измельченная  по основанию масса искусственных  волокон  вбивается при помощи  игл  и  формирует покрытие, которое   чрезвычайно устойчиво   к  истиранию  и  наименее требовательно  к тяжёлым  условиям эксплуатации.

Из чего делают ковровые покрытия  и ковролин?

Как правило,  ковровые  покрытия   делают из  шести  типов  разных волокон.  Это  олефин (полипропилен), нейлон, полиэстер, акрил, хлопок  и  шерсть. А ковровый ворс создаётся  из пряжи   натуральных  или  искусственных волокон.

Натуральные  волокна в свою очередь  бывают  растительного или  животного  происхождения. Из  растительных  натуральных  материалов в производство идут:  джут, лен, сизаль,  хлопок  и   волокна кокосовых деревьев. Джут это в основном  материал для  подложки, но иногда его используют и для того, чтобы обработать  поверхностные  волокна  на небольших  тканых ковриках. Пряжу сезаля  изготавливают  из  длинных, похожих на колосья  листьев сизаля.  Лён  в  основном  употребляют в производстве  ковровых  покрытий   с  петлеобразным ворсом или же в тканых  ковриках  и  ковровых дорожках. Кокосовые волокна превращают  в  пряжу, перерабатывая промышленным способом  кокосовую кожуру. Натуральные  материалы  животного  происхождения  это,  конечно же, шелк и шерсть. Ещё  до изобретения искусственных  синтетических  волокон  для  производства  ковров  использовали  чаще всего  шерсть.  Этот натуральный материал славен тем, что  прекрасно  сочетает  в себе эластичность и  декоративность одновременно.

Чем отличаются шерстяные ковры?

Волокна шерстяного ковра  с трудом очищаются, так как легко впитывают влажность.  Характеризуются повышенной чувствительностью к химическим средствам чистки. А если во время чистки использовать  сильнодействующее  чистящее  средство  с показателем  Рн8+ , то можно уничтожить ланолин  (натуральное  масло).  Это в свою очередь  сделает  волокна  ковра  ломкими и хрупкими, и может привести  к изменению их структуры. Шерстяные ковры обладают превосходной «памятью». Как  недостаток  можно  отметить   потерю  цвета,  среднюю  устойчивость  к истиранию и устойчивость во время окрашивания.  Именно поэтому ковры  шерстяные  в основном  натуральных, спокойных тонов.

Ковровые покрытия из синтетических и искусственных  материалов (палас)

Благодаря своим превосходным качествам, небольшой стоимости  и  долговечности   все большую популярность в производстве  приобретают  искусственные  синтетические материалы.

Волокнистый  материал   для  ковролинов (паласов)  это чаще всего:  полиакрил, полиамид (нейлон), полиэстер,  полипропилен (олефин).  Компании - производители в Западной Европе предпочитают  полиамид, а в США – олефин (полипропилен).

Синтетические ковры – будущее ковровых покрытий

Синтетические ковры отличаются повышенной  износостойкостью.  Им  свойственна  хорошая сопротивляемость к  загрязнениям   и устойчивость  к  пятнообразованию. К тому же чистка ковров, изготовленных из синтетических материалов, намного  легче, чем  шерстяных ковров. Они также впитывают влагу  на 30% меньше шерсти.  Последние серии синтетических ковров  обладают  достаточно высокой эластичностью, повышенным  антистатическим действием, стойкими  цветами, и улучшенными  антибактериальными свойствами.

Синтетические ковры из полиамида, полипропилена, акрила и полиэстера

Главное  преимущество полиамида  - это  сбалансированность  всех  качеств. Лучшую  нить  для ковра с точки зрения износостойкости трудно найти.  Именно благодаря износостойкости,  полиамидные волокна всё чаще и чаще  находят применение  в производстве ковровых покрытий. Этот чудесный материал позволяет создавать  чрезвычайно  прочные  и одновременно легкие покрытия. Полипропилен  не такой упругий  как полиамид. Волокна с чуть более слабой структурой, не так  устойчивы  к смятию, что приводит  к  вытаптыванию  поверхности  коврового покрытия  в местах усиленного пользования.  Мягкие волокна  акрила  на ощупь как  шерсть, хорошо поддаются окраске. Для  акриловых  ковров   характерна   средняя  устойчивость  к истиранию и   износостойкость  акриловых  волокон существенно  ниже, чем у волокон из полиамида.  Акрил в чистом виде в коврах присутствует редко, чаще всего его применяют, соединяя  с другими волокнами, к примеру, с полиамидом, что позволяет значительно усилить  устойчивость паласа к истиранию.   Покрытия  из  полиэстера  не в состоянии долго сохранять первоначальный вид. Полиэстер склонен   скатываться  и наоборот способен сильно  распушиться. Подобные ковры довольно  устойчивы  к стиранию, но  чувствительны к смятию.

Можно ли узнать тип волокна?

Первичная идентификация это  проба на горение.

Возьмите в  руки  кусочек материала ковра и  поднесите очень близко к огню, но не в сам огонь. (Будьте осторожны, некоторые испарения могут обладать токсическим действием!)

Помните следующие моменты:  плавится ли образец, какова  скорость плавления, продолжается  ли горение  вне огня, появился ли запах волокна, какой  тип остатка.  Основные типы  волокон можно попытаться  определить, пользуясь  таблицей.

Тип Волокна Поведение
в огне
Поведение
вне огня
Наличие запаха Цвет после процедуры Остаток после пробы (пепел)
Нейлон Медленное
горение
Пламя чаще
всего гаснет
Сельдерей Светлее Закругленный,
не рассыпается
Олефин Горит быстро Горение
продолжается
Пластик или смола Светлее Твердый на ощупь,
закругленный
Полиэстер Сгорает быстро Пламя чаще
всего гаснет
Сладковатый,
приторный
Черный, очень тёмный Закругленный,
твердый
Акрил Горение  умеренное Горение
продолжается
Сгоревшее  мясо Черный Твердый на ощупь,
неправильная форма
Шерсть Горение медленное Пламя чаще
всего гаснет
Паленая шерсть, волосы Черный Мягкий на ощупь
Хлопок Горит быстро Горение
продолжается
Паленый картон,  бумага Серый Мягкий на ощупь

Основа ковровых покрытий

Первичная основа коврового покрытия или паласа  может быть  как  тканой (натуральный или искусственный джут), так и нетканой. Первичная основа может  быть разной и зависит от области  будущего применения коврового покрытия. Чаще всего используют синтетическую  основу  из-за ее устойчивости к гниению и прогнозируемого поведения при усадке. Вторичная основа удерживает, созданное на первичной основе покрытие. Эту основу наносят, как правило, в два приема.

Первая фаза – нанесение  слоя, который  закрепляет  ворс и сохраняет  форму  ковролина  и представляет  собой очень прочное, и вместе с тем  гибкое латексное покрытие, но уже  на внутренней стороне коврового покрытия. Оно способствует  полному или частичному  удержанию волокнистости материала. Уже на это покрытие и наносят   вторичную  основу.  В процессе нанесения вторичной основы  ковровое покрытие получает  дополнительные качества: устойчивость при  усадке,  эластичность,  упругость,  износостойкость, сопротивление скольжению, теплоизоляцию и звуконепроницаемость.  В наше время  существуют  несколько разных способов производства ковровых покрытий:  тафтинговый,  тканый, плетеный  и иглопробивной.

Методы крепления волокон: тканый и тафтинговый

Тканый метод. Во время  производства  с помощью  этого метода  ворс  и основу  покрытия производят  одновременно. Тканый  метод  позволяет производить покрытия разных  конфигураций и формировать множество цветов и их оттенков. В производстве чаще всего используется чистая 100% шерсть,  смесь  шерсти  с полипропиленом  или другими подходящими  синтетическими волокнами.

Тафтинговый (или петельный) метод. Ковровые  покрытия, выработанные таким методом, чаще всего встречаются в  киевских магазинах.  Принцип «тафтинга» не сложен  и  чем-то напоминает  работу обычной швейной машины. Сотни  иголок  пропускают синтетическую нить через первичную   ткань подкладки,  а когда  иглы возвращаются,  появляются  петли,  которые можно дополнительно разрезать (так называемый «ворс-велюр»).

Иглопробивной метод позволяет  массу  смешанных нитей  прикрепить  одну  к другой.  Специальные иглы, которые  двигаются  вперед и назад, быстро переплетают нити, смешивая их между собой. В результате  ковровое покрытие становится   особо плотным  и густым, этакая своеобразная «циновка». Иглопробивные  ковровые  покрытия и ковролины, чаще всего  делают из чистого  или смешанного полипропилена. И хотя их внешний вид  и комфортность  несколько уступают  тафтинговым и тканым, но, тем  не менее,  существует постоянный  спрос  благодаря прочности, износостойкости и невысокой стоимости.

Где можно применять ковровые покрытия

Сегодня  выбор синтетических ковровых покрытий и ковролинов  колоссален, и   подобрать подходящее напольное покрытие – задача не из лёгких. Учитывать необходимо множество разных факторов. Среди них основные это - цвета  и  фактуры поверхности. К примеру, в помещениях, где каждый день  бывает значительное количество людей, на полу накапливается  немалое количество грязи.  И как следствие,  покрытия светлых  тонов вскоре превратятся в неприглядные и разнотонные коврики. В  помещениях  с повешенной влажностью старайтесь   использовать специальные покрытия из синтетического материала. И  относится это не только к материалу ворса ковролина или паласа, но и к материалу основания коврового покрытия.

Махровые ковровые покрытия по возможности используйте только в спальнях, потому что  они  загрязняются гораздо быстрее, чем другие, не такие  износоустойчивые, а следы от мебельных ножек  заметны и бросаются в глаза.

Велюровые или плюшевые ковровые покрытия подходят для детских комнат и гостиных. Подобные покрытия   легко  чистить.  К тому же они  износоустойчивы.

Для прихожих и лестниц  можно подобрать  комбинированные и петлевые  ковровые покрытия. Невысокий плотный ворс  петлевых  покрытий  хорошо очищается, а грязь и  пыль  практически не попадают  внутрь ворса, следы  от мебели на них не задерживаются.  И самое главное -  эти покрытия долговечны и неприхотливы.

Советы по уходу за ковролином

Чтобы Ваш  ковролин  сохранял  как можно дольше презентабельный  вид, будет достаточным  всего лишь регулярно пылесосить и сдавать в химчистку ковровое покрытие (палас).

Пылесосить необходимо постоянно, хотя бы один раз  в неделю. Чистка коврового покрытия  возможна любым  бытовым  пылесосом.  Ковролин  на основе   джута  необходимо убирать  только обычным  пылесосом. Если же покрытие паласа на синтетическом джуте или на вспененной резине, то его  можно чистить  и  моющим  пылесосом, и влажным  материалом, но будьте  осторожны: хотя  основа  воды и не боится,  но ворс распушенного  покрытия  проветривается довольно  медленно, при этом в комнате долго сохраняется  запах затхлости и сырости. Регулярно  подвергайте  ковровое покрытие  химической чистке, и лучше всего  каждые полгода.

Специалисты «Клининг - Сервис» проведут  химчистку  Вашего ковра  и  ковролина с применением современных средств и при помощи специального  оборудования. Систематическая чистка коврового покрытия продлевает время эксплуатации и позволяет сохранить ковёр таким же привлекательным, каким он был в момент покупки!

<<Назад